вторник, 19 января 2010 г.

От чего зависит состояние рынка труда?

Недавно узнал об интересном открытии президента компании HeadHunter Ю. Вировца: он обнаружил 93% -ную корреляцию количества вакансий с величиной индекса РТС (фондового). Более того, был сделан вывод о возможной причинно-следственной связи, типа рынок труда идет «паровозиком» за пузырем фондового рынка (См. ссылку)

.

В связи с этим возникает несколько вопросов:
1. как точно количество вакансий на HH.ru отражает состояние рынка труда? Является ли факт наличия объявления о вакансии фактом наличия вакантного места как такового? Известен ли автору факт, что сегодня компании преимущественно «сканируют рынок», «собирают базу данных кандидатов для лучших времен», так как «доступ уже оплачен ранее» и т.д.
2. Известно, что фондовый рынок в 2009 году вырос чуть ли не на 100%, а ВВП России упал едва ли не на 10%. «Пузырь» - в этом автор прав. Но почему рынок труда по его версии следует не за реальной экономикой, а за пузырем? Как дешевая ликвидность в руках спекулянтов фондового рынка влияет на увеличение рабочих мест?
В США например, при росте фондовых индексов безработица продолжает расти (хотя темпы роста и падают).
Example
А вот связь ВВП с рынком рекрутинга в США нашли: с падением ВВП на 1% рынок рекрутинга падает на 12%. На сколько процентов упал в 2009 г. ВВП России? Снова особый путь?
3. И наконец, г-н Вировец признает пузырь на фондовом рынке. А с пузырями происходит что? Правильно — они лопаются или сдуваются. И если обнаруженная им связь существует, что произойдет с рынком труда? Правильно. Когда?

2 комментария:

  1. Добрый день,
    Отвечу по пунктам:
    1. Неочевидный факт корреляции имеет место, и поэтому нужны гипотезы по его объяснению. Безусловно, количество вакансий на сайте hh.ru не может быть сравнено с данными Росстата о рынке труда (они тоже не очень достоверны, но других нет). Скорее, как и фондовый рынок, вакансии на hh.ru отражают уровень оптимизма работодателей: если в компании все плохо (как было у большинства в ноябре -декабре 2008), то никому в голову не придет даже размещать фейковые вакансии, чтобы мониторить рынок. Если же уровень оптимизма растет, то компании сразу начинают думать о расширении бизнеса, а значит и о вакансиях. Кстати, количество фейковых вакансий не так уж и велико (меньше 10% точно). Еще нужно учитывать фактор возрастающей мобильности рабочей силы при росте оптимизма. В кризис работники скрепя зубы соглашались и с ухудшающимися условиями и с понижением зарплаты, но не меняли работу, создавая т.о. отложенный "демотивационный спрос". Как только психологический настрой поменялся (и фондовый рынок вырос, т.к. он тоже функция психологического настроя), то мобильность стала резко расти и люди стали более активно менять работодателей, а у тех, в свою очередь, появляться вакансии.
    В США Monster Employment Index меньше коррелирует с ожиданиями, т.е. с фондовым рынком, т.к. там рынок труда более прямолинейно устроен - дела идут хорошо - нанимаем, дела идут плохо - увольняем, зарплаты, остающимся, как правило, не снижают, не формируя "демотивационный спрос", плюс доля производственных компаний, нанимающих через интернет существенно выше, чем у нас, поэтому падение производства сильнее отражается на падении индекса online recruitment.
    Насчет судьбы пузыря на фондовом рынке и его влиянии на рынок труда скзать сложно, но я уверен, что если будет "жесткая посадка" в Китае, то наш рынок труда снова залихорадит.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемый Юрий, спасибо за комментарий! Объясните все-таки, почему на Ваш взгляд, наш рынок труда больше зависит от ожиданий, а их - от реального состояния дел в экономике?
    И еще. Если наш рынок труда действительно более зависим от психологии, то как и фондовый, он должен быть так же волатилен. Существует ли какая-либо статистика наблюдений этого феномена за какой-либо период? Или все-таки согласимся, что корреляция случайна.

    Игорь Малыш,
    Staff Standard

    ОтветитьУдалить